Уважаемые родители!
От того, как ребенок
подготовлен к школе, будет зависеть успешность его адаптации вхождения в режим
школьной жизни, его учебные успехи психологическое самочувствие.
Кроме физической необходима
общая психологическая готовность к обучению в школе. Составными компонентами
психологической готовности являются личностная, интеллектуальная и
эмоционально-волевая сферы.
Личностная и
социально-психологическая готовность к школе включает формирование у ребенка
готовности к принятию новой социальной позиции школьника. Эта готовность
выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности.
Интеллектуальная готовность
заключается в приобретении определенного кругозора, запасе конкретных знаний,
понимание общих закономерностей, лежащих в основе научных знаний.
Волевая готовность
заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него
требует учеба, режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим
поведением, умственной деятельностью.
На практике готовность
ребенка к обучению в школе оценивается уровнем развития у него таких личностных
показателей, как память, внимание, общий интеллект, развития навыков счета и
конструктивного мышления, способности к анализу и синтезу, мелкой моторики.
Психологическая поддержка
во время школьного обучения - проблема важная и большая. Мы много говорим о
психологической готовности ребенка к школе, отодвигая или считая само собой
разумеющимся фактор готовности родителей к новому, школьному этапу жизни их
ребенка.
Главная забота родителей -
поддержание и развитие стремления учиться, узнавать новое. Например, вы
встречаете ребенка после окончания уроков вопросом: « Что было интересного в
школе?» «Ничего интересного», - отвечает. « Так не бывает. Ты же узнал что-то
новое, чему-то удивился, что-то тебя поразило». Ребенок напрягается,
вспоминает, что же интересного было, и, может быть, не сразу, но вспомнит
какой-то эпизод урока или прочитанное в учебнике, а может быть, опишет забавную
сценку, случившуюся на перемене.
Ваше участие и ваш интерес
положительно скажутся на развитии познавательных способностей ребенка. И эти
способности вы также сможете ненавязчиво направлять и укреплять в дальнейшем.
Сдерживайтесь и не ругайте
школу и учителей в присутствии ребенка. Нивелировка их роли не позволит ему
испытать радость познания. Не сравнивайте ребенка с одноклассниками, как бы они
ни были вам симпатичны или наоборот. Вы любите ребенка таким, какой он есть, и
принимаете таким, какой он есть, поэтому уважайте его индивидуальность.
Будьте
последовательны в своих требованиях. Если стремитесь, например, чтобы ребенок
рос самостоятельным, не спешите предлагать ему помощь. Дайте ему почувствовать
себя повзрослевшим. С пониманием относитесь к тому, что у вашего малыша что-то
не будет получаться сразу, даже если это кажется вам элементарным. Запаситесь
терпением. Помните, что высказывания типа: «Ну, сколько раз тебе нужно
повторять? Когда же ты, наконец, научишься? Что же ты такая неумеха?» - кроме
раздражения с обеих сторон, ничего не вызовут. Одна мама сравнила первый год
обучения ребенка в школе с первым годом после его рождения: огромная
ответственность за него, необходимость много времени проводить рядом, океан
выдержки и терпения. Это действительно серьезное испытание для родителей -
испытание их жизненной стойкости, доброты, чуткости.
Хорошо, если ребенок в
трудный первый год учебы будет ощущать поддержку. Ваша вера в успех, спокойное,
ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями.
Психологически родители
должны быть готовы не только к трудностям, неудачам, но и к успехам ребенка.
Часто бывает, что, хваля ребенка, мы словно боимся, что он зазнается или
разленится, и добавляем ложку дегтя в бочку меда: « А что Антон получил?
Пятерку? Вот молодец! Он, по-моему, еще не получил ни одной четверки!»
(подспудно: а у тебя, мол, и четверки бывают...)
Вместо этих высказываний
значительно лучше было бы просто порадоваться успеху, ожидаемому и
закономерному, ведь этому предшествовал труд. И дальше будет так же, нужно лишь
постараться.
Очень важно, чтобы родители
соизмеряли свои ожидания относительно будущих успехов ребенка с его
возможностями. Это определяет развитие способности ребенка самостоятельно
рассчитывать свои силы, планируя какую-либо деятельность.
Итак, ваша поддержка, вера
в ребенка, в его успех помогут ему преодолеть все препятствия.
Советы психолога
Уважаемые родители! Ваше
участие и ваш интерес положительно скажутся на развитии познавательных
способностей ребенка. И эти способности вы также сможете ненавязчиво направлять
и укреплять в дальнейшем.
Главная забота родителей -
поддержание и развитие стремления учиться, узнавать новое. Например, вы
встречаете ребенка после окончания уроков вопросом: « Что было интересного в
школе?» «Ничего интересного», - отвечает. « Так не бывает. Ты же узнал что-то
новое, чему-то удивился, что-то тебя поразило». Ребенок напрягается,
вспоминает, что же интересного было, и, может быть, не сразу, но вспомнит
какой-то эпизод урока или прочитанное в учебнике, а может быть, опишет забавную
сценку, случившуюся на перемене.
Сдерживайтесь и не ругайте
школу и учителей в присутствии ребенка. Нивелировка их роли не позволит ему
испытать радость познания. Не сравнивайте ребенка с одноклассниками, как бы они
ни были вам симпатичны или наоборот. Вы любите ребенка таким, какой он есть, и
принимаете таким, какой он есть, поэтому уважайте его индивидуальность.
Будьте последовательны в
своих требованиях. Если стремитесь, например, чтобы ребенок рос
самостоятельным, не спешите предлагать ему помощь. Дайте ему почувствовать себя
повзрослевшим. С пониманием относитесь к тому, что у вашего малыша что-то не
будет получаться сразу, даже если это кажется вам элементарным. Запаситесь
терпением. Помните, что высказывания типа: «Ну сколько раз тебе нужно
повторять? Когда же ты, наконец, научишься? Что же ты такая неумеха?» - кроме
раздражения с обеих сторон, ничего не вызовут. Одна мама сравнила первый год
обучения ребенка в школе с первым годом после его рождения: огромная
ответственность за него, необходимость много времени проводить рядом, океан
выдержки и терпения. Это действительно серьезное испытание для родителей -
испытание их жизненной стойкости, доброты, чуткости.
Психологически родители
должны быть готовы не только к трудностям, неудачам, но и к успехам ребенка.
Часто бывает, что, хваля ребенка, мы словно боимся, что он зазнается или
разленится, и добавляем ложку дегтя в бочку меда: « А что Антон подучил?
Пятерку? Вот молодец! Он, по-моему, еще не получил ни одной четверки!»
(подспудно: а у тебя, мол, и четверки бывают...)
Вместо этих высказываний значительно
лучше было бы просто порадоваться успеху, ожидаемому и закономерному, ведь
этому предшествовал труд. И дальше будет так же, нужно лишь постараться.
Очень важно, чтобы родители
соизмеряли свои ожидания относительно будущих успехов ребенка с его возможностями.
Это определяет развитие способности ребенка самостоятельно рассчитывать свои
силы, планируя какую-либо деятельность.
Итак,
ваша поддержка. Вера в ребенка, в его успех помогут ему преодолеть все
препятствия.
Желаем успехов!
|